Новости секции

Мини-футбол 2009-2010гг

Стартовал третий чемпионат по мини-футболу ...

Ср, 25 Октября 2017

Мини-футбол 2007-2008гг

Стартовал третий чемпионат по мини-футболу ...

Ср, 25 Октября 2017

Мини-футбол 2005-2006гг

Стартовал третий чемпионат по мини-футболу в ...

Ср, 25 Октября 2017

Мини-футбол 2003-2004гг

  Стартовал третий чемпионат по мини-футболу ...

Ср, 25 Октября 2017

Тренировки вратарей

Ваш ребенок хочет быть вратарем? ...

Пт, 7 Октября 2016

Девчонки, welcome!

Традиционно футбол имеет репутацию чисто ...

Чт, 7 Марта 2013

Мы начинаем

Уважаемые, родители! Мы начинаем наши ...

Пт, 31 Августа 2012

-
+
4

Ваше мнение

В какой вид спорта вы отдали бы своего ребенка?
 
 
Главная Интересное о футболе Физическая подготовка футболистов Цели, задачи и принципы физической подготовки футболистов
Цели, задачи и принципы физической подготовки футболистов

Известно, что физическая подготовка — это длительный процесс, цель которого — достижение футболистами высокого уровня физической подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры. Например, если для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 метров, и из них не менее 2000 м с максимальной мощностью, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять делать ему это в каждой игре.

Задачи, решаемые в процессе физической подготовки, многообразны, и конкретная формулировка каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистов, периода подготовки и т.п.

Отметим также, что планирование процесса физической подготовки футболистов основывается на трех группах принципов. Во-первых, это общие принципы физической подготовки, пригодные для всех видов спорта. Во-вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх (баскетболе, волейболе, гандболе и др.). И, наконец, в-третьих, это специфические принципы физической подготовки футболистов.

Если суммировать все выше изложенное, то к наиболее важным из них относят следующие:
1. Единство общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.
2. Единство проявлений физических качеств футболистов в соревновательных играх и в тренировочных упражнениях.
3. Направленность к максимальным проявлениям физических качеств в соревновательных играх и в определенных тренировках.
4. Непрерывность процесса физической подготовки.
5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.
6. Разумная индивидуализация средств и методов процесса физической подготовки.
7. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий.

1. Единство общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.

В многолетней подготовке футболистов используют две группы упражнений, направленных на развитие физических качеств: неспецифические (бег, прыжки, упражнения на силовых тренажерах) и специфические (тактико-технические). Упражнения первой группы способствуют развитию базовых физических качеств (общей выносливости, общей силы), в то время как упражнения второй группы перерабатывают эти базовые качества в специфические.

Применение такого большого числа разнообразных упражнений не случайно. Несмотря на то, что игра в футбол оказывает многостороннее влияние на футболистов, воздействие на некоторые проявления их физических качеств и способностей оказывается недостаточным. Например, игра или игровые упражнения оказывают недостаточное влияние на развитие некоторых проявлений скоростно-силовых качеств (например, прыгучести), координационных способностей игроков. Поэтому помимо специализированных футбольных упражнений тренеры, работающие с профессиональными футболистами, используют неспецифические упражнения на силовых тренажерах для развития разных проявлений силовых качеств. Используют также скоростной бег, различные виды прыжковых упражнений, бег в подъем (угол подъема — 4-6 градусов) и бег под уклон. Еще более широк арсенал неспецифических тренировочных средств в подготовке юных игроков (ритмика и спортивные танцы, акробатика, координационные упражнения и т.п.).

Такая ситуация типична для всех видов спорта. Даже в таком виде, как автомобильные гонки «Формулы-1», пилоты используют неспецифические упражнения для совершенствования как физических качеств, так и волевых. Вот что ответил на вопрос об этом один из ведущих пилотов гонки Я. Трулли.

Его спросили: Вы выступали недавно в нью-йоркском марафоне. Что заставило Вас решиться на такой удивительный для многих шаг?

Ответ: Я всегда хотел попробовать свои силы в чем-то подобном. Моей мечтой было участие в лондонском марафоне, но он проходит во время сезона в «Формуле-1». Поэтому, как Вы понимаете, трудно было совместить два этих занятия. Марафон в Нью-Йорке пришелся по времени как раз на наши каникулы, вот я и рискнул пробежать его. Я вообще наслаждаюсь всеми видами спорта и отдаю много сил, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Участие же в таком грандиозном событии, как многотысячный марафон, придало мне, кроме всего прочего, и огромный эмоциональный заряд.

Вопрос: Что Вы теперь, как опытный марафонец, посоветуете новичкам для подготовки к такому серьезному испытанию?

Ответ: Здесь нет никаких секретов. Я занимался гимнастикой, что всегда мне доставляло большое удовольствие, ну и пришлось, конечно, много времени уделить беговой подготовке, тренировке выносливости. Думаю, любой пилот «Формулы-1» смог бы выдержать такую нагрузку, просто через это нужно было пройти, чтобы убедиться в безграничности своих возможностей.

Вопрос: Как Вы расцениваете свой результат: 4 часа 2 минуты 21 секунду, общее 10230-е место и 8775-е — среди мужчин?

Ответ: Думаю, мне можно гордиться, что я не затерялся в такой толпе.

Комментарий к ответу Трулли:
1) В этом ежегодном традиционном марафоне бегут 40-50 тысяч человек;
2) Каждый километр нужно пробегать за 5 минут 42 с;
3) Недавно М. Шумахер говорил подобное: много бегаю, занимаюсь гимнастикой и акробатикой, и в последнее время — скалолазанием, чтобы сильнее стали кисти рук и пальцы. Необходимо отметить еще один важный момент: в неспецифических упражнениях легко дозировать нагрузку, в то время как в футбольных упражнениях это сделать гораздо труднее. Например, для совершенствования скоростных ка¬честв относительно легко подобрать значения компонентов нагрузки (длину отрезков и скорость бега, длительность ин¬тервалов отдыха, число повторений и т.п.), которые соответствовали бы требованиям методики воспитания скоростных качеств. При использовании футбольных упражнений это сделать практически невозможно, потому что, например, скорость перемещений спортсменов в игровых упражнениях и длительность интервалов отдыха определяются не столько решениями тренера, сколько игровыми ситуациями, а футболист не всегда выбирает нужно их решение.

Правильным будет такое использование тренировочных средств, когда потенциальные возможности, формируемые нсспецифическими упражнениями, будут повышаться и реали ювываться при применении епцифических упражнений. Таким образом, на каждом этапе подготовки перед тренером стоит следующая задача: как найти оптимальное соотношение частных объемов специфических и неспецифических упражнений, направленных на развитие или поддержание уровня физической подготовленности.

Численно такое соотношение может быть представлено в иидс коэффициента специализированное нагрузки. Он рассчитывается, как отношение времени, затраченного на выполнение футбольных (специфических) упражнений к общему времени тренировки. Например, если недельный объем времени тренировок составляет 10 часов, а объем специальных упражнений 6 часов 30 минут, то коэффицент специализированное нагрузки будет равен 65% (или 0,65). Составляя план годичного цикла подготовки, тренер обязательно должен продумывать динамику коэффициента специализированно на его этапах. Один из вариантов такой динамики в подготовительном периоде тренировки приведен на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Динамика коэффициента специализированное(КС) на этапах подготовительного периода. Условные обозначения: 1 — втягивающий цикл; 2, 3, 4 — базовые циклы; 5 — предсоревновательный цикл.

Видно, что максимальный КС относится к предсоревновательному циклу этого периода и равен 80%. Это очень высокая цифра, потому что большим он практически не бывает. Например, предположим, что в тренировочном занятии, которое длится 100 минут, все упражнения, кроме стретчинга в разминке и заминке, а также беговых и прыжковых упражнений в разминке, футбольные. Стретчинг в разминке длится 10 минут, в заминке — 5 минут, беговые и прыжковые упражнения — еще 5 минут. КС такой тренировки составляет 80%.

Следует учитывать и постоянно действующий механизм адаптации организма футболистов к нагрузке. Высокие коэффициенты специализированности нагрузок планируются тренерами на этапе спортивного совершенствования с учетом этой закономерности: за годы занятий футболом спортсмены адаптировались к нагрузкам простых неспецифических упражнений, и поэтому их срочные тренировочные эффекты оказываются низкими. Тренировочные эффекты специализированных средств физической подготовки на этом этапе — наибольшие.

2. Единство проявлений физических качеств футболистов в играх и тренировочных упражнениях.

В течение годичного цикла подготовки профессиональные футболисты проводят от 45 до 65 официальных матчей. Нагрузка этих игр, воздействующая на развитие физических качеств, не только весьма значительна, но и имеет определенную структуру. Точно такую же структуру должна иметь нагрузка большинства тренировочных занятий.

В межигровых циклах ее нужно распределять таким образом, чтобы тренер имел возможность одновременно решать две, часто конкурентные задачи. Во-первых, волнообразно повышать величину нагрузок, и особенно число занятий с околопредельными нагрузками (предельные — только в соревновательной игре) в течение многолетнего цикла. Только так можно достичь требуемого уровня физической и тактико-технической подготовленности. И, во-вторых, обязательно уменьшать нагрузки к концу межигровых циклов (их число всегда на единицу меньше, чем число игр: если игр 60, то число межигровых циклов — 59). Это необходимо делать, чтобы подвести футболистов к очередной игре в оптимальном состоянии.

При таком подходе удастся обеспечить единство трениро-вочных и соревновательных нагрузок.

3. Направленность к максимальным проявлениям физических качеств в определенных тренировках.

Каждая игра требует от футболиста максимального проявления разных физических качеств. Футболист, перешедший в команды первой лиги в команду премьер-лиги, сразу же ощущает, что он должен быстрее думать, быстрее выполнять технические приемы, быстрее двигаться. И все это делать в условиях жесткого противоборства соперников.

Учиться такому проявлению физических качеств нужно в тренировках, и особенно в тех упражнениях, в которых решаются конкретные игровые задачи. Чудес не бывает, и чтобы проявлять на максимуме физические качества в игре, их нужно вначале научиться максимально проявлять в тренировках.

Таким образом, принцип максимального проявления физических качеств определяет цель спортивной тренировки в целом, и физической подготовки, в частности. Нужно помнить также, что каким бы талантливым не был игрок, к максимальным спортивным достижениям он может прийти только через полную самоотдачу на тренировках. Хорошая самоотдача приведет к такому проявления физических качеств, когда их структура будет соответствовать игровой.

4. Непрерывность процесса физической подготовки.

Как известно, этот принцип реализуется, если срочные тренировочные эффекты следующих одно за другим занятий взаимосвязаны по направленности и по времени. В связи с этим понятие непрерывности тренировки в футболе предполагает, что временные интервалы между занятиями должны обеспечить взаимосвязь срочных тренировочных эффектов (СТЭ) по всем видам подготовки.

Взаимодействие СТЭ может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Только положительное взаимодействие СТЭ обеспечивает реализацию принципа непрерывности физической подготовки.

Можно тренироваться каждый день, по два раза в день, и тем не менее нарушать принцип непрерывности. Рассмотрим следующий пример: в микроцикле подготовительного периода (12 тренировочных занятий в неделю) в первый и четвертый дни запланированы скоростные тренировки для квалифицированных футболистов. Можно ли говорить о соблюдении принципа непрерывности? В целом — да, так как спортсмены тренируются дважды вдень, но по отношению к развитию скоростных качеств — нет. Слишком велик перерыв между тренировочными занятиями — 3 дня. Доказано, что совершенствование скоростных качеств идет лучше, если проводится подряд несколько тренировок скоростной направленнности.

То же самое можно сказать и о воздействии на другие качества и навыки футболистов. Перерыв между тренировками должен быть таким, чтобы нагрузка последующей тренировки накладывалась на воздействие предыдущей. Это и будет положительное взаимодействие СТЭ.

Закономерности изменения физического состояния спортсменов при нарушении принципа непрерывности на¬грузок одинаковы для всех видов спорта. В футболе нет фундаментальных исследований по этой проблеме, поэтому в качестве примера приведем данные Д. Костилла, полученные на пловцах.

Для ответа на вопрос о динамике снижения уровня физического состояния и специальной подготовленности Д.Костилл провел эксперимент, в котором участвовали 24 университетских пловца. Эксперимент продолжался 4 недели, спортсмены были разделены натри группы. Первая группа — спортсмены полностью прекратили тренировки (группа НТ). Пловцы второй группы тренировались 1 раз в неделю (группа 1Т), проплывая 3000 ярдов (2743 м). Пловцы третьей группы тренировались 3 раза в неделю (группа ЗТ), проплывая в каждой тренировке по 3000 ярдов. До эксперимента пловцы тренировались в течение 5 месяцев по 6 дней в неделю, проплывая каждый день от 4500 до 15100 м. Рассмотрим данные пловцов группы ЗТ, которые стали тренироваться меньше, и вследствие этого нарушилось взаимодействие СТЭ занятий. У спортсменов этой группы еженедельно определяли МПК после плавания на 400 ярдов (366 м) с максимально возможной скоростью.
Кроме того, они еженедельно тестировались в следующих тестах:
1) Измерение специальной силы и мощности на биокинети¬ческом плавательном тренажере и специальном плавательном тесте «на привязи»;
2) Измерение концентрации молочной кислоты крови после плавания на дистанцию 200 ярдов со скоростью в 90% от максимальной.

В связи с уменьшением числа тренировок увеличились временные интервалы между ними, что привело к ухудшению взаимодействия СТЭ. В таблице 2.1 приведены данные о динамике молочной кислоты в крови у пловцов (за нулевую точку принята концентрация молочной кислоты после проплывания 200 ярдов со скоростью в 90% от лучшего результата; измерения проводились до начала эксперимента).

Таблица 2.1. Динамика концентрации молочной кислоты крови у пловцов


Видно, что последствия уменьшения тренировочных нагрузок привело к двукратному повышению концентрации молочной кислоты на стандартную нагрузку плавательного теста. Это свидетельство снижения показателей, от которых зависит скоростная выносливость.

Что же касается общей выносливости, то три тренировки в педелю вместо обычных 12 достаточны для удержания МПК на стандартном для пловцов уровне. Взаимодействие СТЭ трех занятий в неделю сохраняет на приемлемом уровне аэробные возможности.

Самые интересные данные получены по динамике силовых критериев пловцов. Сила, проявляемая в тесте на суше («общая сила»), оставалась неизменной в течение всех 4-х недель. Более того, в первые две недели она даже выросла на 1,5 — 2,0%, но эти колебания лежат в пределах обычной вариативности. Что же касается специальной силы, проявления которой регистрировались в плавательном тесте, то к концу первой недели уменьшенной тренировочной активности, она резко снизилась (более чем на 7%), и затем продолжала равномерно снижаться в течение последующих трех недель (всего за 4 недели сила понизилась на 13,5%).

Таким образом, нарушение принципа непрерывности не повлияло на общие силовые потенции, однако способность к реализации своих силовых возможностей при прекращении плавательных тренировок пловцы теряют достаточно быстро.

Этот вывод подтверждается фактами о том, что значения такого критерия, как «преодолеваемая дистанция за 1 гребок» значимо уменьшалась в каждую неделю эксперимента. Если до его начала пловцам хватало в среднем 72 гребка для проплывания дистанции в 200 ярдов, то в конце 4-й недели эксперимента число гребков увеличилось до 78.

Результаты исследования показывают, что снижение плавательных результатов и повышение концентрации лактата после проплывания стандартной дистанции в 200 ярдов есть отражение снижения «дыхательной емкости мышц», нарушения функций кислород-транспортной системы, ухудшения техники плавания. Кумулятивный тренировочный эффект пятимесячной тренировки пловцов может быть полностью потерян после 4-6 недель частичного отдыха.

Если интерпретировать данные этого исследования на футбол, то можно сделать такие рекомендации:
1) В соревновательном периоде можно обойтись без неспецифических тренировок, направленных на развитие общей выносливости. Для поддержания ее уровня вполне достаточно тактико-технических упражнений, которые в этом периоде являются основными;
2) В этом же периоде можно значительно снизить объем упражнений, направленных на развитие общей силы, но систематически использовать средства специальной силовой подготовки.

5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.

Варьирование нагрузками в футболе исключительно важно в силу следующих обстоятельств:
А) Применение одинаковых, пусть даже и очень значительных по величине нагрузок, быстро приводит к адаптации к ним и к тому, что спортсмен перестает прогрессировать;
Б) Основными в подготовке футболистов являются специализированные упражнения. Направленность большинства из них примерно одинакова и носит либо смешанный, либо аэробный характер. Не случайно, что в разных по форме выполнения и по числу игроков упражнениях ЧСС оказывается примерно равной: 130-160 уд/мин. Большой объем таких функционально однообразных упражнений приводит к стабилизации физической работоспособности на одном, зачастую невысоком уровне;
В) Текущее физическое состояние футболистов изменчиво и в значительной степенни зависит от скорости восстановления после нагрузок предшествующего дня. С учетом этой изменчивости нужно корректировать планы тренировочныых занятий.

6. Разумная индивидуализация средств и методов физической подготовки футболистов.

При планировании в футболе нужно учитывать два фактора. Первый — это структура игры, характеристики которой определяют требования к физической подготовленности футболистов. Например, с точки зрения этих требований футболисты команды должны быстро и правильно реагировать на изменение игровых ситуаций, быть выносливыми, быстрыми, ловкими. Для этого нужно соответствующим образом планировать тренировочные нагрузки в командных и групповых упражнениях.

Однако, нельзя не учитывать второго фактора — индивидуальной структуры подготовленности каждого футболиста. Один может быстро, но не всегда точно решать тактические задачи, другой обладает хорошими скоростными качествами, но недостаточно вынослив. У третьего прекрасные двигательные задатки, но как только он начинает тренироваться дважды в день, то сразу же учащаются болезни и травмы.

Поэтому при планировании надо учитывать как требовании игры, так и индивидуальную структуру подготовленности. В связи с этим 80-90% упражнений нужно планировать с учетом требований игры, а 20-10% с учетом индивидуальных особенностей футболистов. В таких тренировочных занятиях совсем не обязательно, чтобы футболисты упражнялись индивидуально. Они могут работать в группе, но по своим индивидуальным заданиям.

Например, в игровом упражнении 5x5 трем футболистам из десяти разрешается играть только в одно касание. Или: при завершении атаки каким-то футболистам рекомедуют бить по воротам только из штрафной площадки. Это и есть индивидуальная работа в групповых упражнениях.

В группе можно выполнять и неспецифические упражнения. Например, разделить команду на 2 группы, и в одной собрать игроков, которым нужно повышать уровень анаэробных гликолитических возможностей. Им запланировать повторный бег на отрезках 300-400 м. Во вторую группу включить футболистов, которым нужно повышать уровень анаэробных алактатных возможностей. Футболистам этой группы целесообразно выполнить другую работу: повторный бег на коротких отрезках (до 50 м).

Можно выделить еще одну форму занятий, при проведении которьгх решаются задачи индивидуальной подготовки. Это — самостоятельные для каждого спортсмена занятия, когда он один выполняет определенные тренировочные упражнения.

Индивидуализация тренировочного процесса прежде всего должна содействовать развитию лучших качеств футболистов. Чем выше уровень подготовленности и чем старше футболист, тем более индивидуализируется его подготовка.

7. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий.

Известно, что цикличность проявляется в повторении через определенные промежутки времени тренировочных упражнений, занятий, микроциклов, мезоциклов, макроциклов. Наиболее важными в футболе являются микроциклы (в соревновательном периоде их называют межигровыми циклами). В принципе, наиболее эффективен недельный межигровой цикл, в котором можно так планировать нагрузки, что удается готовиться и к очередной игре, и решать стратегические задачи тренировки. Не случайно поэтому, что в подавляющем числе чемпионатов «футбольных» стран (Германия, Испания, Ита¬лия и др.) 70 — 90% межигровых циклов — недельные.

Условия проведения чемпионата, а также розыгрыши различных кубков, могут привести к появлению межигровых циклов большей или меньшей длительности (особенно у успешных команд, которые в розыгрыше кубков доходят до финальных стадий). Важно только, чтобы их было не очень много. Наличие большого числа одинаковых по длительности циклов позволяет систематизировать их в зависимости от содержания и задач. Например, можно спланировать циклы с концентрированным воздействием нагрузки на какое-то одно физическое качество футболистов. Если это будут скоростные качества, то тренер сможет в течение полного межигрового цикла концентрированно работать над совершенствованием различных их проявлений.

 
Баннер